У меня на столе живет кактус. Обычный эхинопсис, или как там он правильно называется. Еще на столе живут его братья - все в одинаковых дешевых горшочках из оранжевой пластмассы. Десять лет назад я посадила в них четырех маленьких "деток", взятых с огромного старого кактуса, занимавшего половину окна в школьном кабинете биологии. Теперь детки выросли и превратились в Зеленого и троих его безымянных братьев.
Первые три-четыре года горшочки стояли на одном и том же окне, бок о бок. В них была одна и та же земля, а в земле - четыре совершенно одинаковых зеленых колючих шарика. Я одновременно поливала их, в одно и то же время выносила на балкон и забирала назад в комнату, но с одним из них я при этом разговаривала. Не знаю, чем мне так понравился Зеленый. Он ничем не отличался от своих братьев. Просто удобнее было обращаться не ко всем вместе, а к кому-то одному. "Привет, Зеленый, - говорила я ему. - Как дела? Проголодался? Сейчас я тебя полью. А хочешь, обрызгаю из пульверизатора холодной водичкой? Душно тебе, бедному...". Конечно, поливала-то я всех. Поровну, чтобы никому не было обидно.
Через пару лет я начала замечать, что Зеленый растет быстрее, чем его безымянные братья. У него стремительно округлялись бока, нежно-салатовым цветом сияла макушка, усыпанная белесыми, мягкими еще новорожденными шипами, и во все стороны торчали детки. Братья же Зеленого расти - расли, но медленно и как-то неохотно.
Как-то ко мне зашла одна подруга. У нее никогда не было цветов, и вот она решила попросить у меня кактус. "Дай мне один, а?". Я пообещала дать ей деток, когда детки чуть-чуть подрастут. "А может, ты мне дашь взрослый кактус?" - спросила она. "А то деткам расти очень долго надо". Но я не могла отдать ей своих друзей, с которыми прожила десять лет вместе. "Хочешь - бери любой другой цветок. Но Зеленого и его братьев я отдать тебе не могу". "Жалко", - протянула подруга. "А мне-то так нравятся именно эти кактусы... Ну можно я хотя бы буду считать, что вон тот кактус - будто бы мой?". Я посмеялась. "Считай его своим, если хочешь. Только стоять он будет все равно у меня".
Через день я подошла к столу, чтобы полить кактусы. Три кактуса все так же зеленели, топорщили темно-красные острые иглы. Но один - тот, который я "отдала" подруге, - сморщился и почернел. Он умер. До сих пор меня мучает совесть: как я могла предать своего друга отречением от него, пусть даже в шутку? Он ничем не болел - все кактусоводы, у которых я проконсультировалась, сошлись на этом, и никто из них не мог объяснить загадочную гибель совершенно здорового кактуса - в то время как остальные кактусы, уход за которыми был в точности таким же, продолжают расти. Может быть, это кажется странным, но у меня такое ощущение, что он умер от обиды.
Я порылась в интернете и обнаружила вот такое определение:
ФИТОПСИХОЛОГИЯ (от др.-греч. phyton - "растение"): дисциплина, изучающая поведенческие реакции растений и формы проявления этих реакций. Психические способности растений были известны еще древним. Изучением их занимались Феофраст, Парацельс, Гете. Pастения способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей, обладают памятью; излучение, испускаемое ими (энергия биологических объектов, см.), может быть зафиксировано (кирлиановская фотография). Подробнее см., напр.: Tompkins, P., Bird, C. The Private Life of Plants. N.Y. 1974.
Клив Бэкстер, один из выдающихся фитопсихологов, опубликовал свои наблюдения о реакциях растений на гибель другого живого существа - креветки. Поскольку текста статьи об этом у меня сейчас нет, боюсь исказить факты; но суть опыта была примерно в следующем. Лист растения погружали в кипяток; при этом наблюдался резкий скачок биоэлектрической активности растения (к листьям, стеблю и т.д. были прикреплены датчики). Это было более-менее понятно. Но затем провели второй опыт. Рядом с растением, "на глазах у него" - если можно так выразиться - в стакан с кипятком опустили живую креветку. Датчики зафиксировали такой же скачок биоэлектрической активности, как реация "боли".
Еще один опыт показал, что растения могут запоминать людей. В течение длительного времени лаборант регулярно повреждал листья растения. Через некоторое время датчики стали фиксировать реакцию "испуга", когда этот лаборант лишь входил в комнату, даже не прикасаясь к растению.
Практически вся эта информация взята из "бумажных" источников, причем в перепечатке без ссылки на первоисточник. В интернете мне удалось разыскать лишь малую часть этих текстов. Поэтому за достоверность информации и точность излагаемых фактов не ручаюсь. Но это очень любопытно :)
Автор - Инга Кесс (Эльшани)